Воскресенье, 22 декабря, 2024
Бережливое пр-воБюджетированиеОптимизацияУпр. учёт

Управление финансами в производстве

Особенности управление финансами в производстве.

Краткий чек-лист для тех финансовых директор/менеджеров, кто впервые переходит в производственную компанию из другой отрасли.

По моему мнению, управление финансами в промышленной компании, особенно с длительным, сложным циклом производства, серьёзный вызов даже для опытного финансового директора. Тем не менее, изучение экономики и процессов предприятия, анализ себестоимости, поиск путей оптимизации затрат и оборотного капитала – отлично прокачивает наши профессиональные и личностные навыки. И после производственных кейсов можно смело переходить в другие отрасли, где финансовый менеджмент покажется гораздо проще.

ЧАСТЬ 1. Влияния макроэкономических, политических, регуляторных факторов.

Начну с влияния макроэкономических, политических, регуляторных факторов на производственные компании в 2021 году. Справедливости ради, отмечу, что большинство нижеуказанных рисков и вызовов присущи и другим индустриям. COVID19 вносит свои коррективы уже почти два года, мировая экономика напоминает американские горки, то сильное падение, то взлет. Новая реальность такова, что нам всем придется долго жить в таких условиях. По состоянию на октябрь 2021 года бушует уже четвертая волна пандемии, усугубленная Дельта-штаммом и омрачённая невиданной ранее смертностью.

Итак, в 2021 году основные риски производственных компаний, и связанных с ними цепочками поставок дистрибуции и ритейла:

  1. Ограничение доступности сырья для производства. Не секрет, что в период пандемии увеличился спрос на ряд продуктов, например, возник мебельный и строительный бум во всем мире. Дефицит сырья, сбои в поставках, очереди на месяцы и даже годы наблюдается сейчас по химии, древесине, электронным чипам, металлам, пластику…Для Беларуси это положительный шок, впервые за долгое время объёмы экспорта превысили импорт, что сказалось на укреплении курса национальной валюты.
  2. Пост-ковидное неустойчивое состояние мировой экономики – производство не успевает за быстро восстановившимся спросом, что является фактором для других рисков и проблем: а) нарушение логистических цепочек, б) нехватка рабочей силы из-за нарушения миграционных потоков в) рост цен на природные ресурсы, а особенно, на энергоресурсы.
  3. Увеличение стоимости сырья (по некоторым позициям до 30-40%) из-за роста спроса, перебоев с поставками (нарушены цепи поставок), периодически возникающего дефицита товаров. Отмечу, что для белорусских производителей, импортирующих сырье и комплектующие, по крайней мере не наложилось сверху к удорожанию существенные потери и-за роста курса валют. Многие коллеги-финдиректора планировали бюджет 2021 с курсом доллара США к рублю около 3.00, но пока на 21 октября курс НБ РБ всего лишь 2.4381
  4. Вышеназванные проблемы и риски приводят к росту себестоимости производства и к необходимости искать замену (аналоги) по сырью и материалам, а также новых поставщиков. Все это замедляет производственный и финансовый цикл предприятия и приводит к росту отпускных цен. Т.е. инфляция продолжает раскручиваться дальше, ускоряя темп к концу этого года.
  5. Высокая инфляция в 2021 году общемировой тренд, реализуется как само сбывающееся пророчество- все ожидают дальнейшего роста цен и перебоев с поставками на фоне высокой неопределённости, пытаются «угадать» и захеджировать стоимость, или купить сырье «впрок». Что приводит опять к росту цен (инфляции).
  6. «Зелёная повестка» и декарбонизация экономики- сокращение выбросов в атмосферу, трансграничное углеводородное регулирование в Европе, планы Китая по снижению использования угля и вызванный этим энергетический кризис, ожидание бизнеса ужесточения правил по экологии. В Беларуси этот тренд придёт позже, скорее всего путём появления специальных программ финансирования для модернизации производства и установке энергосберегающего оборудования.
  7. Международные санкции по Беларуси уже породили ряд проблем- от перебоев в поставках комплектующих с белорусских государственных заводов (машиностроение) до проблем с прохождением международных платежей. Деньги иностранным поставщикам идут долго (коллеги-финансисты указывали, что платежи «держат» до 3х недель), тщательно контролируются службой комплаенс иностранных банков. Более того, процедура открытия счетов заграницей из просто бюрократической превратилась в реальный квест, даже если счета открывает резидент страны банка, но с белорусскими «корнями».
  8. Негативные прогнозы по Беларуси со стороны мировых банков и рейтинговых агентств на следующий год. Moody’s подтвердило рейтинг Беларуси на уровне «B3», но изменило прогноз по рейтингу Беларуси со «стабильного» на «негативный». Решение принято 1 октября 2021, в т.ч. из-за повышенных рисков рефинансирования долга с учётом ужесточения экономических и финансовых санкций в отношении Минска, которые ограничивают возможности финансирования.
  9. Искусственные ограничения со стороны государственных органов по ценообразованию, особенно это касается продуктов питания, товаров первой необходимости и лекарств.
  10. Не исключена к концу 2021г. и началу 2022г. череда дефолтов по кредитам банкам, проблемы с возвратом дебиторской задолженности, которую могут спровоцировать неплатежи крупные гос.предприятий или любые другие непредвиденные события.

ЧАСТЬ 2. Ключевое различие бизнес-модели производственной компании от других индустрий

В чем ключевое различие бизнес-модели производственной компании от других индустрий? — Это первый вопрос, который должен задать себе финдиректор, переходя в производство из другой отрасли.

  1. Материалоёмкость— в большинстве производственных компаний высокий удельных вес в себестоимости изделий составляют сырьё, комплектующие и материалы. Поэтому умение грамотно управлять запасами, нормами расхода, планировать калькуляции, регулировать договорные отношения с поставщиками сырья- один из главных профессиональных навыков финдиректора.
  2. Более длинный цикл движения оборотных средств по сравнению с торговыми компаниями и ритейлом. В цепочку добавляется сырье (материалы) и незавершённая продукция.
  3. Планирование и бюджетирование завязано на 2х формах – «бюджет продаж» (по объёму, ассортименту (SKU), ценам), и “бюджет производства”, который строится на основании плана продаж (заказов)
  4. В большинстве производственных компаний (за исключением инновационных, с уникальными продуктами и клиентами в длинной очереди) фокус всегда смещается на управление затратами. Это контроль и пересмотр норм расхода материалов, поиск более дешёвых аналогов сырья/материалов, снижение % брака и рекламаций, применение ресурсосберегающих технологий, пересмотр процессов, избегание простоев оборудования и персонала и проч. Причина пристального внимания к затратам очевидна- рынок и большая конкуренция на нём ограничивают цены и маржу всей цепочки, от производителя до потребителя. Именно по этой причине, самые «продвинутые» специалисты службы контроллинга работают в производстве, особенно в FMCG, металлургии и коммодити (биржевые товары).
  5. В управлении затратами и себестоимостью никогда не бывает скучно, ибо это постоянное решение оптимизационных задач, например, выбор наиболее эффективной загрузки оборудования с применение математического линейного программирования. Или использование теории ограничения Голдратта для поиска и «расшивания» узких мест в производстве (мощности оборудования, площади, количество основных рабочих и проч.).
  6. Анализ и подбор драйверов, наиболее подходящих для распределения косвенных затрат на объект калькуляции, применение АВС-метода (определение стоимости процессов)
  7. В бизнес-модели производственной компании очень важны инвестиции в оборудование и производственные фонды (CAPEХ), это конкурентное преимущество в будущем. Поэтому для финдиректора необходимо владеть навыками построения инвестиционных моделей с и владение методологией выбора наиболее эффективного вложения из альтернатив (период окупаемости по дисконтируемому денежному потоку (Payback Period), NPV, IRR, метод наименьшего общего кратного при разных сроках службы оборудования, метод годового эквивалента)
  8. Технологии и уровень организации процессов, применение подходов бережливого производства.В неэффективных процессах всегда много потерь времени и ресурсов (или по японски “муда”), и задача финансовой службы вовлекать непосредственных владельцев процесса в увлекательную игру- “подай рациональное предложение и выиграй звание лучшего оптимизатора компании!”
  9. Бюджет на инвестиции в разработку новых продуктов и инновации (R@D Research & Development или по-русски НИОКР). Например, в 2020 году бюджет на эти цели у Samsung был 19,4 млр.$, у Apple 18,8 млр.$, Volkswagen 16,8 млр.$, Toyota Motors 10,2 млр.$, Pfizer  9,4 млр.$,
  10. Автоматизация производственных процессов с одновременным применением MES (manufacturing execution system) и ERP (Enterprise Resource Planning). Также есть специальные отраслевые решения, например, для ювелирного производства, легкой и пищевой промышленности, фармы, нефтепереработки и проч. Если производство серийное и не очень сложное, можно использовать доработанные “под себя” 1С8 УП (Управление производством) или 1С ERP.
  11. Сотрудники (рабочие, технологи, инженеры, бригадиры, цеховые мастера)- очень важный, и часто дефицитный ресурс для производственной компании, особенно в депрессивных городах и поселках. Поэтому не удивительно, что современные заводы ( в том числе поглощенные международным бизнесом) часто размещаются в регионах, где еще остались кадры из СССР. Кроме того, второй важной статьей в себестоимости продукции после сырья, у большинства производств является заработная плата. Важно постоянно анализировать производительность сотрудников.
  12. Утилизация отходов и регулярные отчисления по экологии (налоги, штрафы за выбросы и загрязнения) – также ключевое отличие производства от других индустрий. А в последние 20 лет- еще и социальная обязанность и репутация компании блюсти высокие стандарты в вопросах энергосбережения и экологии. В МСФО отчетности принято публиковать о том, как компания оптимизирует выбросы и минимизирует влияние на окружающую среду. Помним уже обозначенный выше ключевой тренд мирового сообщества на “зеленую повестку”, значение которой еще больше усилила пандемия COVID19, который скоро дойдет и до Беларуси.

ЧАСТЬ 3. Чек-лист для интеграции финансового директора в производственную компанию.

  1. Запрос стандартной финансовой отчетности, аналитики управленческого учета для финансового анализа. Глубина погружения – до ассортимента, бренда, канала и региона продаж (бизнес-юнита), если позволяет имеющаяся база данных.
  2. Ознакомление с учетной политикой и расчетом себестоимости товарных позиций для разных целей (для бухгалтерского учета, МСФО, управленческого учета и ценообразования). В зависимости от цели, оценить целесообразность использования метода калькуляции с\с. “Жесткий маржинальный” -включение в с\с только основного сырья, “маржинальный”- с\с формируют переменные прямые издержки, как правило, это сырье и заработная плата основных рабочих, “метод полного поглощения”-распределяются накладные расходы на каждую единицу выпуска.
  3. Проверка ценообразования на продукцию, системы скидок для дилеров и дистрибуторов. Может быть выявлена ситуация, когда при некорректном распределении накладных расходов (например, котловым способом пропорционально объему выпуска в единицах) на себестоимость были отнесены излишние расходы, что сделало цену данной позиции неконкурентной на рынке.
  4. Проанализировать базу данных и уровень автоматизации в компании. Если он уже приличный, то стать продвинутым пользователем ERP системы. Если нет автоматизации (вручную сбор данных в таблицы Excel), наметить сроки, план и бюджет проекта по внедрению ERP системы.
  5. Постепенно вникать в основные производственные процессы путём:

* изучения работы исполнительной производственной системы MES

* посещения цехов (в “гембу”), чтобы своими глазами увидеть конвеер, перемещение сырья между участками (переделами), организацию процессов, наличие сырья на переделах и проч.

MES (Manufacturing Execution System)

Регламентированный состав функций MES, число которых в классическом варианте равно одиннадцати (www.mesa.org , www.mesa.ru , www.mesforum.ru)

Контроль состояния и распределение ресурсов (RAS) ” Resource allocation & status.
Оперативное/Детальное планирование (ODS) ” Operation detailed scheduling.
Диспетчеризация производства (DPU) ” Dispatching production units.
Управление документами (DOC) ” Document control.
Сбор и хранение данных (DCA) ” Data collection acquisition.
Управление персоналом (LM) ” Labor management.
Управление качеством продукции (QM) ” Quality management.
Управление производственными процессами (PM) ” Process management.
Управление техобслуживанием и ремонтом (MM) ” Maintenance management.
Отслеживание истории продукта (PTG) ” Product tracking & genealogy.
Анализ производительности (PA) ” Performance analysis.

Основными функциями MES-систем из перечисленных выше являются ” оперативно-календарное планирование (детальное планирование) и внутрицеховая диспетчеризация производственных процессов. Именно эти две функции определяют MES-систему как систему оперативного характера, нацеленную на формирование расписаний работы оборудования и оперативное управление производственными процессами на уровне цеха.

Управление финансами в производственной компании невозможно без детального изучения технологических процессов и понимания факторов (драйверов), влияющих на себестоимость!!!

6. Глубокое погружение финдиректором во внутренний документооборот и расчеты    экономистов (перемещение запасов внутри цикла, расчет износа оборудования, нормы и лимиты расхода, списание вспомогательных материалов, графики плановых ремонтов, нормы потерь и брака, коэффициенты по сдельной оплате труда рабочих …… ) позволит выявить наиболее рисковые зоны, например,

  1. “фродоёмкие”, требующие дополнительного контроля во избежание воровства и махинаций с документами.
  2. нарушения техники безопасности, которые могут привести к травмам и несчастным случаям на производстве.
  3. не эффективный расход сырья и электроэнергии, простои, не эффективную и не полную загрузку оборудования
  4. узкие места, которые тормозят выпуск и перемещение сырья и готовой продукции.

 

Обзор по управлению финансами в производстве хочу закончить мыслями коллег с недавней нашей встречи Клуба CFO:

  1. В производство идут только те, кто любит сложные задачи.
  2. Производство-это не всегда про “жесткую экономию затрат”, а про поиск нетривиальных решений и креативный идей (ТРИЗ в помощь).
  3. Здесь никогда не бывает скучно- решаешь одну проблему, за ней появляется несколько новых.

 

Автор Гуринович Наталия

Инстаграм

 

Позиция в статье является частным мнением автора и не является официальным заявлением или публичной рекомендацией от имени компании-работодателя.

#cfo #cfosterritory #cfoclub #cfostrateg #finrabota

Ваше мнение?