Особенности управление финансами в производстве.
Краткий чек-лист для тех финансовых директор/менеджеров, кто впервые переходит в производственную компанию из другой отрасли.
По моему мнению, управление финансами в промышленной компании, особенно с длительным, сложным циклом производства, серьёзный вызов даже для опытного финансового директора. Тем не менее, изучение экономики и процессов предприятия, анализ себестоимости, поиск путей оптимизации затрат и оборотного капитала – отлично прокачивает наши профессиональные и личностные навыки. И после производственных кейсов можно смело переходить в другие отрасли, где финансовый менеджмент покажется гораздо проще.
ЧАСТЬ 1. Влияния макроэкономических, политических, регуляторных факторов.
Начну с влияния макроэкономических, политических, регуляторных факторов на производственные компании в 2021 году. Справедливости ради, отмечу, что большинство нижеуказанных рисков и вызовов присущи и другим индустриям. COVID19 вносит свои коррективы уже почти два года, мировая экономика напоминает американские горки, то сильное падение, то взлет. Новая реальность такова, что нам всем придется долго жить в таких условиях. По состоянию на октябрь 2021 года бушует уже четвертая волна пандемии, усугубленная Дельта-штаммом и омрачённая невиданной ранее смертностью.
Итак, в 2021 году основные риски производственных компаний, и связанных с ними цепочками поставок дистрибуции и ритейла:
- Ограничение доступности сырья для производства. Не секрет, что в период пандемии увеличился спрос на ряд продуктов, например, возник мебельный и строительный бум во всем мире. Дефицит сырья, сбои в поставках, очереди на месяцы и даже годы наблюдается сейчас по химии, древесине, электронным чипам, металлам, пластику…Для Беларуси это положительный шок, впервые за долгое время объёмы экспорта превысили импорт, что сказалось на укреплении курса национальной валюты.
- Пост-ковидное неустойчивое состояние мировой экономики – производство не успевает за быстро восстановившимся спросом, что является фактором для других рисков и проблем: а) нарушение логистических цепочек, б) нехватка рабочей силы из-за нарушения миграционных потоков в) рост цен на природные ресурсы, а особенно, на энергоресурсы.
- Увеличение стоимости сырья (по некоторым позициям до 30-40%) из-за роста спроса, перебоев с поставками (нарушены цепи поставок), периодически возникающего дефицита товаров. Отмечу, что для белорусских производителей, импортирующих сырье и комплектующие, по крайней мере не наложилось сверху к удорожанию существенные потери и-за роста курса валют. Многие коллеги-финдиректора планировали бюджет 2021 с курсом доллара США к рублю около 3.00, но пока на 21 октября курс НБ РБ всего лишь 2.4381
- Вышеназванные проблемы и риски приводят к росту себестоимости производства и к необходимости искать замену (аналоги) по сырью и материалам, а также новых поставщиков. Все это замедляет производственный и финансовый цикл предприятия и приводит к росту отпускных цен. Т.е. инфляция продолжает раскручиваться дальше, ускоряя темп к концу этого года.
- Высокая инфляция в 2021 году общемировой тренд, реализуется как само сбывающееся пророчество- все ожидают дальнейшего роста цен и перебоев с поставками на фоне высокой неопределённости, пытаются «угадать» и захеджировать стоимость, или купить сырье «впрок». Что приводит опять к росту цен (инфляции).
- «Зелёная повестка» и декарбонизация экономики- сокращение выбросов в атмосферу, трансграничное углеводородное регулирование в Европе, планы Китая по снижению использования угля и вызванный этим энергетический кризис, ожидание бизнеса ужесточения правил по экологии. В Беларуси этот тренд придёт позже, скорее всего путём появления специальных программ финансирования для модернизации производства и установке энергосберегающего оборудования.
- Международные санкции по Беларуси уже породили ряд проблем- от перебоев в поставках комплектующих с белорусских государственных заводов (машиностроение) до проблем с прохождением международных платежей. Деньги иностранным поставщикам идут долго (коллеги-финансисты указывали, что платежи «держат» до 3х недель), тщательно контролируются службой комплаенс иностранных банков. Более того, процедура открытия счетов заграницей из просто бюрократической превратилась в реальный квест, даже если счета открывает резидент страны банка, но с белорусскими «корнями».
- Негативные прогнозы по Беларуси со стороны мировых банков и рейтинговых агентств на следующий год. Moody’s подтвердило рейтинг Беларуси на уровне «B3», но изменило прогноз по рейтингу Беларуси со «стабильного» на «негативный». Решение принято 1 октября 2021, в т.ч. из-за повышенных рисков рефинансирования долга с учётом ужесточения экономических и финансовых санкций в отношении Минска, которые ограничивают возможности финансирования.
- Искусственные ограничения со стороны государственных органов по ценообразованию, особенно это касается продуктов питания, товаров первой необходимости и лекарств.
- Не исключена к концу 2021г. и началу 2022г. череда дефолтов по кредитам банкам, проблемы с возвратом дебиторской задолженности, которую могут спровоцировать неплатежи крупные гос.предприятий или любые другие непредвиденные события.
ЧАСТЬ 2. Ключевое различие бизнес-модели производственной компании от других индустрий
В чем ключевое различие бизнес-модели производственной компании от других индустрий? — Это первый вопрос, который должен задать себе финдиректор, переходя в производство из другой отрасли.
- Материалоёмкость— в большинстве производственных компаний высокий удельных вес в себестоимости изделий составляют сырьё, комплектующие и материалы. Поэтому умение грамотно управлять запасами, нормами расхода, планировать калькуляции, регулировать договорные отношения с поставщиками сырья- один из главных профессиональных навыков финдиректора.
- Более длинный цикл движения оборотных средств по сравнению с торговыми компаниями и ритейлом. В цепочку добавляется сырье (материалы) и незавершённая продукция.
- Планирование и бюджетирование завязано на 2х формах – «бюджет продаж» (по объёму, ассортименту (SKU), ценам), и “бюджет производства”, который строится на основании плана продаж (заказов)
- В большинстве производственных компаний (за исключением инновационных, с уникальными продуктами и клиентами в длинной очереди) фокус всегда смещается на управление затратами. Это контроль и пересмотр норм расхода материалов, поиск более дешёвых аналогов сырья/материалов, снижение % брака и рекламаций, применение ресурсосберегающих технологий, пересмотр процессов, избегание простоев оборудования и персонала и проч. Причина пристального внимания к затратам очевидна- рынок и большая конкуренция на нём ограничивают цены и маржу всей цепочки, от производителя до потребителя. Именно по этой причине, самые «продвинутые» специалисты службы контроллинга работают в производстве, особенно в FMCG, металлургии и коммодити (биржевые товары).
- В управлении затратами и себестоимостью никогда не бывает скучно, ибо это постоянное решение оптимизационных задач, например, выбор наиболее эффективной загрузки оборудования с применение математического линейного программирования. Или использование теории ограничения Голдратта для поиска и «расшивания» узких мест в производстве (мощности оборудования, площади, количество основных рабочих и проч.).
- Анализ и подбор драйверов, наиболее подходящих для распределения косвенных затрат на объект калькуляции, применение АВС-метода (определение стоимости процессов)
- В бизнес-модели производственной компании очень важны инвестиции в оборудование и производственные фонды (CAPEХ), это конкурентное преимущество в будущем. Поэтому для финдиректора необходимо владеть навыками построения инвестиционных моделей с и владение методологией выбора наиболее эффективного вложения из альтернатив (период окупаемости по дисконтируемому денежному потоку (Payback Period), NPV, IRR, метод наименьшего общего кратного при разных сроках службы оборудования, метод годового эквивалента)
- Технологии и уровень организации процессов, применение подходов бережливого производства.В неэффективных процессах всегда много потерь времени и ресурсов (или по японски “муда”), и задача финансовой службы вовлекать непосредственных владельцев процесса в увлекательную игру- “подай рациональное предложение и выиграй звание лучшего оптимизатора компании!”
- Бюджет на инвестиции в разработку новых продуктов и инновации (R@D Research & Development или по-русски НИОКР). Например, в 2020 году бюджет на эти цели у Samsung был 19,4 млр.$, у Apple 18,8 млр.$, Volkswagen 16,8 млр.$, Toyota Motors 10,2 млр.$, Pfizer 9,4 млр.$,
- Автоматизация производственных процессов с одновременным применением MES (manufacturing execution system) и ERP (Enterprise Resource Planning). Также есть специальные отраслевые решения, например, для ювелирного производства, легкой и пищевой промышленности, фармы, нефтепереработки и проч. Если производство серийное и не очень сложное, можно использовать доработанные “под себя” 1С8 УП (Управление производством) или 1С ERP.
- Сотрудники (рабочие, технологи, инженеры, бригадиры, цеховые мастера)- очень важный, и часто дефицитный ресурс для производственной компании, особенно в депрессивных городах и поселках. Поэтому не удивительно, что современные заводы ( в том числе поглощенные международным бизнесом) часто размещаются в регионах, где еще остались кадры из СССР. Кроме того, второй важной статьей в себестоимости продукции после сырья, у большинства производств является заработная плата. Важно постоянно анализировать производительность сотрудников.
- Утилизация отходов и регулярные отчисления по экологии (налоги, штрафы за выбросы и загрязнения) – также ключевое отличие производства от других индустрий. А в последние 20 лет- еще и социальная обязанность и репутация компании блюсти высокие стандарты в вопросах энергосбережения и экологии. В МСФО отчетности принято публиковать о том, как компания оптимизирует выбросы и минимизирует влияние на окружающую среду. Помним уже обозначенный выше ключевой тренд мирового сообщества на “зеленую повестку”, значение которой еще больше усилила пандемия COVID19, который скоро дойдет и до Беларуси.
ЧАСТЬ 3. Чек-лист для интеграции финансового директора в производственную компанию.
- Запрос стандартной финансовой отчетности, аналитики управленческого учета для финансового анализа. Глубина погружения – до ассортимента, бренда, канала и региона продаж (бизнес-юнита), если позволяет имеющаяся база данных.
- Ознакомление с учетной политикой и расчетом себестоимости товарных позиций для разных целей (для бухгалтерского учета, МСФО, управленческого учета и ценообразования). В зависимости от цели, оценить целесообразность использования метода калькуляции с\с. “Жесткий маржинальный” -включение в с\с только основного сырья, “маржинальный”- с\с формируют переменные прямые издержки, как правило, это сырье и заработная плата основных рабочих, “метод полного поглощения”-распределяются накладные расходы на каждую единицу выпуска.
- Проверка ценообразования на продукцию, системы скидок для дилеров и дистрибуторов. Может быть выявлена ситуация, когда при некорректном распределении накладных расходов (например, котловым способом пропорционально объему выпуска в единицах) на себестоимость были отнесены излишние расходы, что сделало цену данной позиции неконкурентной на рынке.
- Проанализировать базу данных и уровень автоматизации в компании. Если он уже приличный, то стать продвинутым пользователем ERP системы. Если нет автоматизации (вручную сбор данных в таблицы Excel), наметить сроки, план и бюджет проекта по внедрению ERP системы.
- Постепенно вникать в основные производственные процессы путём:
* изучения работы исполнительной производственной системы MES
* посещения цехов (в “гембу”), чтобы своими глазами увидеть конвеер, перемещение сырья между участками (переделами), организацию процессов, наличие сырья на переделах и проч.
MES (Manufacturing Execution System)
Регламентированный состав функций MES, число которых в классическом варианте равно одиннадцати (www.mesa.org , www.mesa.ru , www.mesforum.ru)
Контроль состояния и распределение ресурсов (RAS) ” Resource allocation & status.
Оперативное/Детальное планирование (ODS) ” Operation detailed scheduling.
Диспетчеризация производства (DPU) ” Dispatching production units.
Управление документами (DOC) ” Document control.
Сбор и хранение данных (DCA) ” Data collection acquisition.
Управление персоналом (LM) ” Labor management.
Управление качеством продукции (QM) ” Quality management.
Управление производственными процессами (PM) ” Process management.
Управление техобслуживанием и ремонтом (MM) ” Maintenance management.
Отслеживание истории продукта (PTG) ” Product tracking & genealogy.
Анализ производительности (PA) ” Performance analysis.
Основными функциями MES-систем из перечисленных выше являются ” оперативно-календарное планирование (детальное планирование) и внутрицеховая диспетчеризация производственных процессов. Именно эти две функции определяют MES-систему как систему оперативного характера, нацеленную на формирование расписаний работы оборудования и оперативное управление производственными процессами на уровне цеха.
Управление финансами в производственной компании невозможно без детального изучения технологических процессов и понимания факторов (драйверов), влияющих на себестоимость!!!
6. Глубокое погружение финдиректором во внутренний документооборот и расчеты экономистов (перемещение запасов внутри цикла, расчет износа оборудования, нормы и лимиты расхода, списание вспомогательных материалов, графики плановых ремонтов, нормы потерь и брака, коэффициенты по сдельной оплате труда рабочих …… ) позволит выявить наиболее рисковые зоны, например,
- “фродоёмкие”, требующие дополнительного контроля во избежание воровства и махинаций с документами.
- нарушения техники безопасности, которые могут привести к травмам и несчастным случаям на производстве.
- не эффективный расход сырья и электроэнергии, простои, не эффективную и не полную загрузку оборудования
- узкие места, которые тормозят выпуск и перемещение сырья и готовой продукции.
Обзор по управлению финансами в производстве хочу закончить мыслями коллег с недавней нашей встречи Клуба CFO:
- В производство идут только те, кто любит сложные задачи.
- Производство-это не всегда про “жесткую экономию затрат”, а про поиск нетривиальных решений и креативный идей (ТРИЗ в помощь).
- Здесь никогда не бывает скучно- решаешь одну проблему, за ней появляется несколько новых.
Автор Гуринович Наталия
Позиция в статье является частным мнением автора и не является официальным заявлением или публичной рекомендацией от имени компании-работодателя.
#cfo #cfosterritory #cfoclub #cfostrateg #finrabota