Упр. учёт

Управленческий учёт — он есть или нет?

Управленческий учёт — он есть или нет?

Своим студентам курса «Финансовый директор-стратег» привела один из примеров, связанный с управленческим учётом, из моей консалтинговой практики.

Несколько лет назад я помогала одной проблемной компании. По факту, она уже была банкротом, я знала про их глобальные проблемы, но ещё до конца не оценила «глубину ямы» и самоуверенно надеялась спасти их бизнес.

Первое, что делает финансовый директор или профессиональный консультант, это финансовый аудит-диагностику.

У компании было много отчётов и аналитики, которую делали разные люди, но не было связи между этими процессами и отчётами, как и «единой точки правды». Всякое моё расследование заходило в тупик, нить обрывалась…Почему?

У компании существовало 2 пересекающихся бизнеса: собственная торговая сеть магазинов, и производство с только что введённым в эксплуатацию шикарным заводом (крупнейшим в Восточной Европе в данном сегменте продукта). Менеджмент и акционер компании, когда обороты и маржа сети росли, приняли решение за счёт инвестиционного кредита построить крутое производство, но ….  увлеклись масштабом проекта, без должной оценки рынков сбыта и рисков.

Но сейчас не провале инвестиционного планирования. А о том, почему решения на десятки миллионов долларов могут привести к дефолту и банкротству.

Как у них была распределена и организована финансовая функция и управленческий учёт?

Финансовый директор сети:  по факту казначей, который занимался привлечением финансирования, переговорами с банками и управлением краткосрочной ликвидностью в ручном режиме. К заводу он не имел отношения (принципиально, считал «камнем на шее» у ритейла)

Зам. Финдиректора: очень профессиональный финансист с сертификатом Дипифр, который делал вручную в Excel верхне-уровневую финансовую отчётность по МСФО (сеть+завод) путем трансформации из бухучёта  (но не было иностранных инвесторов, собственники тоже не смотрели эти отчёты), а также формировал отчётность/расшифровки для банков-кредиторов.

Экономист на производстве: занимался нормированием, калькуляциями, понимал глубоко технологический цикл и всю экономику производства. Но его анализ и отчёты использовались только для целей производства, данные не загружались в производственную программу (только ручные расчёты), нигде, кроме как в его файликах не  хранились. К слову, ERP-системы тоже не было, а только разговоры о возможной автоматизации.

Менеджмент и собственник: в компанию за несколько лет до описываемых событий заходили дорогие международные консультанты, и благодаря им, был настроен хороший оперативный учёт по торговле, ассортименту, магазинам и проч. Была торгово-розничная 1С-ка с неплохими оперативными настройками для продавцов и закупщиков. И менеджмент ограничивался только данными по выручке и марже в разных разрезах.  Что было выше, их не интересовало.

Главные бухгалтера обоих компаний — как положено, вели в 1С8 с целью обеспечения налогового учёта. С другими направлениями связи бух.учёта не было.

Что получилось?

Когда я поняла, что невозможно опереться ни на один из источников и отчётов, и уж тем более связать их в более-менее стройную композицию для верной оценки, я решила на «коленках» сделать финансовую модель группы P@L в связке с прогнозом CF.

На это ушло 2-3 недели, и результат меня просто морально «добил». Стало совершенно понятно, почему компания испытывает проблемы, и что у бизнес-модели в том её виде просто нет потенциала. Проще, инвестиционный кредит отдавать нечем….

На этом распространённом примере я хочу сказать, что без единой системы управленческого учёта компания жить может, но только в «жирные» времена, когда есть деньги и «всё неэффективное тонет в марже».

Как только происходит очередной кризис и падение оборотов, или бизнес на волне успеха «вляпается» в амбициозную «стройку века» или скупку магазинов конкурентов, то без «компаса» всё может быть очень печально.

 И если разобрать каждый из известных примеров банкротства (ликвидации) компаний, везде причины очень схожи.

Что такое система «управленческого учёта» — даю краткий чек-лист, проверяйте себя ниже.

📌 Чек-лист наличия в компании полноценной и 100% функциональной системы управленческого учёта.

  1. Процесс сбора и трансформации информации (регламентирован, обеспечены полнота и качество входящих финансовых и нефинансовых данных)
  2. Организация хранения данных и логика взаимосвязей (IT-ландшафт, интеграция между программами, единая нормативно справочная информация НСИ, подготовка данных к визуализации, права доступа и проч..)
  3. Финансовые верхнеуровневые отчеты (баланс, ОПУ, ОДДС) для внешних пользователей (бухгалтерский учет и/или МСФО) и управленческие фин. отчёты для внутренних пользователей (могут отличаться результаты с МСФО!).

Обязательно, регулярный финансовый анализ коэффициентов (настраивается автоматически на базе полученных отчётов).

  1. Управленческая отчётность и дашборды по финансовым и нефинансовым показателям (операционная, контрольная, по функциям и процессам, KPIs в рамках стратегии и мотивации.)

Не существует в отрыве от управленческой фин.отчётности, она  декомпозирует и раскрывает верхнеуровневые финансовые показатели.

  1. Учетная политика упр. учёта (правила оценок, политики, методики, алгоритмы расчёта показателей, внешний вид отчётов и аналитики для пользователей)
  2. Сквозная финансовая модель, связывающая 3 формы фин.отчётности, управление оборотным капиталом и инвестиции.
  3. Прогнозирование, планирование, целеполагание (KPI) или бюджетирование (с контролем «план-факт-отклонение») с выходом на мастер-бюджеты ОПУ, Баланс и ОДДС.
  4. Контроллинг и производственная экономика:
  • управление затратами и доходами,
  • формирование калькуляций, себестоимости,
  • поиск причин (драйверов) которые привели к изменению результата,
  • предложения мероприятий по сокращению расходов, факторный анализ и проч.
  • установление ограничений для бизнеса (нормы списания сырья/материалов, нормативы отчислений на резервы и во внутренние фонды, нормативы по оборотному капиталу.)

А вот как это всё выстроить без «обрыва связей» и автоматизировать, это уже отдельный разговор.

Автор Гуринович Наталия

Канал в телеграм

Инстаграм 

#финансовыйликбез #финансовыйдиректор

Ваше мнение?