Проблемы с поиском сотрудников финансовой службы и бухгалтерии

поиск сотрудников бухгалтерии и финансовой службы

Проблемы с поиском сотрудников бухгалтерии и финансовой службы.

По материалам конференции Клуба финансовых директоров «Управление финансовыми рисками» 23 мая 2024 г.

Третью по счёту дискуссию конференции мы посвятили анализу рынка труда финансовых специалистов и бухгалтерии (кроме финансовых директоров). Рассмотрели несколько кейсов крупных компаний и сравнили ситуации 2023 и 2024 годы.

Самые дефицитные позиции бухгалтерии и финансовой службы следующие:

1) главные бухгалтера в специфических отраслях, например, строительство. Как правило, в таких отраслях крайне редко осуществляется переход в другую индустрию, а ставки повышаются. Причём даже выходцы из госсектора, приходя на собеседования к коммерческому застройщику почему-то претендуют на ФОТ (фикс) на уровне 10 000 BYN. Причём, даже экспаты из регионов откровенно говорят, что приезжают в Минск заработать и купить недвижимость, и поэтому надеются получить зарплату по максимуму.

2) отдельные специфические редкие направления (касты), например, руководители отдела труда и заработной платы. Такие позиции встречаются только в очень крупных или государственных компаниях, требуют специфических знаний налогообложения, трудового законодательства, льгот и всех нюансов фонда социальной защиты. Обычно эта категория специалистов также не меняет специфику своего направления, их вообще «днём с огнём не сыскать.»

3) универсальные специалисты-операционщики, которые быстро и чётко  работают руками и головой, причём, как в бухгалтерии/отделе упр.учёта, так и в казначействе на платежах, сверках и проч. Теперь внимание! Работодатели ожидают, что такие специалисты готовы работать за 1800-2500 белорусских рублей в месяц.  Но сами эти сотрудники так не думают…….

Близко к этому стоят самые низовые категории специалистов (напр, специалисты по выписке документов или вводу первички, оприходованию ТМЦ, здесь предложение может начинаться от 1200 BYN).

Какие тренды и проблемы?

* нехватка молодых кадров 24-32 лет (в т.ч. по причине демографической ямы 90х), которые не хотят, как предыдущие поколения, заниматься рутинной работой за небольшие деньги и ждать годами «карьерного роста». Молодые специалисты заканчиваются курсы таргетологов, SSMщиков, тестировщиков и проч., чтобы уйти со своим экономическим дипломом работать в соцсети и телеграм-каналы…. 

* выгорание и «исход» из профессии бухгалтеров. Могу подтвердить, что ко мне постоянно приходят учиться бухгалтера, которые устали от профессии (частые изменения законодательства, проверки гос.органов, стрессы, однообразие…), короче, выгорели.

 Кроме того, есть переход из профессии в другие сферы (коучинг, психология, ароматерапия, консалтинг, свой бизнес и проч…). Я наблюдаю деградацию и обесценивание профессии «бухгалтер» впервые за почти 30 лет мой карьеры……

* релокация кадров происходит уже несколько лет, а последние 2 года «вымывает» специалистов  РФ. Причём, наблюдается и внутренняя релокация в РБ- из регионов (особенно депрессивных) в Минск.

* аутсортинговые бухгалтерские компании могут платить больше ( у них большой объем операций и загрузка), чем компании. Поэтому также забирают «условно-дешёвых» специалистов с рынка.

* люди хотят комфорт и соц.защиту, меньше тратить времени на дорогу. За кольцевую дорогу заманить сложно, нужно организовать трансфер от метро или давать больше денег.

* для многих стала важно и удобна удалёнка или хотя бы смешанная форма присутствия. Всё меньше желающих «сторожить» офис с 9.00-18.00, особенно среди молодых кадров.

* как только специалиста обучаешь, а он начинает приносить отдачу, его требования по уровню оплаты и сложности задач сразу повышаются, это закономерный процесс.

Тут я вспомнила старый анекдот, что стоит отправить сотрудника на MBA за счёт компании, как через год его запросы по ФОТ возрастут в несколько раз:))

И главное!

Мне кажется, что еще не все работодатели поняли, что на рынке труда происходят серьезные трансформации (дефицит+нежелание за копейки «работать на дядю без смысла за тарелку супа» + отсутствие цели заработка и накопления у молодежи как базовой ценности), причём, это не просто временная история с нехваткой кадров, это уже устойчивый тренд, через несколько лет будет только хуже.

Как эффективно находить персонал для бухгалтерии и финансовой службы?

📍 Руководитель должен уделять время и внимание процессу рекрутинга и отбора, причем часто даже на уровне черновой работы- т.е. первичного отбора резюме. Не скидывайте всё на рекрутёров, у них итак всё сложно (по другим специальностям ситуация с дефицитом кадров еще хуже в разы!!!).

  Татьяна Игнатова (руководитель фин.отдела холдинга Атлант М) , сказала, что чем больше времени и усилий потратить на поиски и отбор, тем больше шансов получить приемлемый результат, процитирую ниже её мысль:

«Подход руководителя в поиске:

  1. формулировка четкого запроса на кандидата
  2. участие в закрытии вакансии
  3. системность, использование специальных инструментов при подборе (или надеемся на память и интуицию????)
  4. готовность вкладываться в новичков или желание найти полностью готового сотрудника (причем дешево)
  5. гибкость в выборе формы работы: удаленка/гибридная форма.»

От себя ещё добавлю:

📍 Ищите сотрудников фин.службы и бухгалтерии среди

* студентов (практика, подработка, удалёнка) и выпускников вузов (им нужен опыт и отработка), но вы должны понимать, чем будете удерживать их потом…

* недавних декретниц или женщин с длительным перерывом в карьере, здесь будет нехватка опыта, но смотрите на внимательность и обучаемость кандидатки (есть специальные тесты)

* специалистов из районных центров/периферии (они готовы работать за меньшие деньги)

* из госпредприятий (да, встречают «бриллианты», главное, совпадение по ценностям и менталитету), отбросьте предрассудки.   

 📍 оценивайте тягу к стабильности (напр., если сотрудница является единственным кормильцем или у неё кредиты/ипотека, она будет заинтересована в долгосрочном сотрудничестве, вряд ли сможет позволить себе оставаться «в поиске» недели или месяцы»)

📍если кандидат понравился, не тяните с собеседованием, через 1-2 неделе его могут уже «перехватить»

📍подходите гибко к его потребностям — нужен гибкий график/удалёнка/трансфер/обучение- ок, рассмотрим.

📍 изучайте рынок и условия, чтобы не удивляться многомесячному поиску «простых бухгалтеров». И будьте конкуренты не только по ФОТ, но и по ценностям, нематериальной мотивации, репутации и смыслу.

📍 если работа низкоквалифицированная или совсем рутинная, вводите вместо фикса сдельно-премиальные формы оплаты за количество операций (если у вас автоматизация и/или ERP система), так работает аутсортинг бух.услуг. Тогда люди будут видеть возможность для повышения заработка.

📍 автоматизация и роботизация процессов, нейросети, системы автоматического распознавания информации, штрих-кодирование и проч. используйте максимально для сокращения потребности в самых низкооплачиваемых категориях сотрудников. По моему скромному разумению, с развитием технологий профессия «бухгалтеров-операционистов-статистов» вымрет как динозавры. 

📍 обучайте людей и растите кадры внутри (крупные компании давно используют эти подходы- вот отчёт, мы уже обсуждали тему наставничества и адаптации  в Клубе CFO, также, я уже писала ранее как не стать кошмарным руководителем, от которого уходят подчинённые).

📍продумайте заранее карьерный трек, ротацию, возможность кадрового резерва для операционных «низовых» позиций. Часть сотрудников предпочтут и далее работать на привычной позиции, но с индексацией ФОТ, но другие предпочтут развитие. Подумайте, чем вы их удержите и что предложите через 2-3 года.

Напишите в комментариях свои мысли, как стать привлекательным работодателем, но при этом не сильно переплачивать, или где найти финансовых специалистов?

Всем удачи в поиске нужных кадров. И наш сайт бесплатный Финработа вам в помощь.

Если вы хотите стать финансовым директором-стратегом и эффективным руководителем финансового департамента, приглашаю на мой авторский профессиональный курс.

Автор Гуринович Наталия

Канал в телеграм

Инстаграм 

Позиция в статье является частным мнением автора и не является официальным заявлением или публичной рекомендацией от имени компании-работодателя.

#ГуриновичНаталия #cfo #cfosterritory #cfoclub #cfostrateg #finrabota #принятиерешений #поискработы #рекрутинг #карьерафинансового директора #финансыдлянефинансистов

Exit mobile version