Просчитываем на несколько ходов вперед

  Финансовый директор!

Делая ежедневный выбор, ты изменяешь свою судьбу и судьбу компании!

Я хочу поговорить в этой статье о глобальных целях и проектах, о долгосрочном развитии и оптимизации.

О «слонах», к которым так трудно подступиться и выделить деньги. Коллеги, закопавшиеся в рутине и поиске рефинансирования, поднимите голову и начните новую жизнь, переосмыслив свою роль и место в компании. Именно вы, финансовые директора, способны помочь вашему бизнесу выиграть «шахматную партию» с кризисом. У вас сегодня должен быть план  долгосрочных мероприятий, благодаря которому не придется каждый раз выживать заново….

Отнесение ниже указанных мероприятий и проектов к разряду «долгосрочных» я сделала по следующим соображениям:

 

Изменение корпоративной культуры и мышления.

Очень сложное и объемное понятие, на уровне философии и за рамками данной статьи. Но я упоминаю его применительно к теме экономии затрат, поскольку:

Я верю, что финансовый директор, если он истинный лидер, административный руководитель № 2 в компании после генерального директора, поэтому он управляет с точки зрения эффективности не только департаментом финансов, а всей компанией.

Организационная структура

«Лидеры руководствуются простым правилом – организационная структура и процессы в компании должны быть настолько простыми, насколько возможно».

Книга «Формула  устойчивого успеха в бизнесе 4+2»

Нория, Джонс, Роберсон

Процессы     

ARIS (акроним от англ. Architecture of Integrated Information Systems) — методология и тиражируемый программный продукт для моделирования бизнес-процессов организаций. Источник Википедия.

Уверена, что там есть много резервов для улучшений. Я различаю для целей оптимизации затрат обслуживающие, продающие и производственные (или технологические) процессы.

Лучший способ все проверить, пойти на участки лично, провести интервью с сотрудниками, сначала с подчиненными, потом с их руководителями. «Картина мира» будет сильно отличаться от того, что изложено в ваших стандартах и инструкциях (если они у вас в компании все-таки есть).

Анализ производственных и технологических процессов более сложный, т.к. требует знания специфики определенного производства, вам нужны специалисты-технологии, лучше из компаний аналогичного сегмента и отрасли (например. мебельное или ювелирное производство), либо специалисты на аутсортинге с большим опытом;

 

Изменение подходов к системе оплаты труда

Если вы установите бонус для главного бухгалтера от сэкономленных в результате оптимизации налогов, то есть большая вероятность, что гл.бух просто не захочет рисковать, придумывая хитроумные схемы, ведь в случае проверки он будет оправдываться перед налоговиками. Лучше нанять специальных налоговых юристов для разработки комплексной системы налоговой оптимизации, которые потом и будут общаться с налоговой с точки зрения правовой позиции.

    Централизация или создание общих центров обслуживания (ОЦО) по некоторым функциям.

Бухгалтерия

Казначейство

Закупки

Единый документооборот

Юридический отдел

Айти-отдел

Маркетинг и PR

Это также серьезный проект, который требует подготовительных шагов и тщательной оценки перехода на данную модель. Конечный вариант с ОЦО на отдельном юридичексом лице подходит только очень крупным или международным компаниями, у которых десятки или даже сотни  юридических лиц в разных регионах и странах, и которые могут на сокращении персонала сэкономить до 30% фонда заработной платы. Для среднего бизнеса можно ограничится централизацией обслуживающих функций.

Краткий и обобщенный алгоритм действий по созданию ОЦО выглядит так:

  1. Оптимизация бизнес-процессов (хронометраж выполнения функций, замеры норм, автоматизация процесса, выделение рабочих «ячеек» во главе с руководителем группы)
  2. Централизация функций в одном подразделение внутри группы компаний (холдинга)
  3. Перенос функции в общий центр обслуживания (создание отдельного юридического лица), где более дешевый по стоимости персонала регион, подписание SLA с головной компанией. * SLA соглашение об уровне предоставления услуги (Service Level Agreement)

Бережливое производство

По моему мнению, внедрить на 100% кайдзен (Дао Тойоты) в европейских, а тем более в российских и белорусских компания, невозможно. Одна из причин в том, что Тойота применяет этот подход много десятилетий, а мы хотим все быстро и сразу. Другая причина, при внедрении технологии бережливого производства сначала меняется философия и корпоративная культура компании, и только потом процессы. Ключевой принцип философии (стратегического мышления), основа пирамиды:

«Принимай управленческие решения с учетом долгосрочной перспективы, даже если это наносит ущерб краткосрочным финансовым целям».

Я мы не привыкли смотреть на несколько шагов вперед…

На уровне процессов применяются следующие подходы (из книги Джеффри Лайкера «Дао Тойота»):

* Когда рабочие Тойоты уходят на обед, они на выходе их цеха вешают на гвоздики свои каски, и мастер наглядно видит, кто вовремя ушел и пришел с обеда.

Сотрудники и партнеры:

Подходы к развитию, решению проблем:

 

Приведу здесь подходы, которые действительно можно применить быстро и эффективно, практически всегда, не зависимо от менталитета и маштаба компании. Эти принципы не требуют дополнительной расшифровки, они самодостаточны и очевидны.

  1. Вложенные ресурсы должны максимально создавать добавленную стоимость (=ценность для клиента)

табл1

  1. Порядок и дисциплина на рабочих местах 5S (сортировка, систематизация, содержание в чистоте, стандартизация, соблюдение и совершенствование)

  1. Используйте канбан. Это наглядная визуализация достигнутого результата, прогресса по процессу, наличия и расходования материальных ресурсов. Просто и дешево, работает! Особенно с использованием стикеров.

  1. Сокращение избыточных активов (запасы, оборудование, персонал) и времени на операции.

Итак, бережливое производство (кайдзен) – это система непрерывных улучшений малыми шагами, возможность сделать больше на меньших площадях, меньшими затратами, за меньшее время.

Резюме.

Почему стратегия долгосрочная? Потому что, для ее реализации нужно длительное время, изменение менталитета и корпоративной культуры, подбор, обучение и воспитание лидеров, инвестиции в развитие технологий, автоматизацию и сотрудников.

Главный посыл-  когда организация или человек перестает на постоянной основе

совершенствоваться,

обучаться,

выходить из «зоны комфорта»,

преодолевать вредные привычки и лень,

тренировать и закреплять позитивные и полезные навыки

происходит деградация и ранняя смерть.

Автор Гуринович Наталия

Exit mobile version