Валютного риска опасаются все, даже те компании, у которых нет фактических валютных обязательств, долгов и активов.
Просто так исторически принято, особенно в нашей стране, где все девальвации белорусского рубля оставляли бизнес и население с тяжелым осадком «опять нас кинули» и «дырой в кармане».
В этой статье хочу поделиться идеями, как финансовому директору создать свою эффективную стратегию хеджирования.
Начинать нужно не с деривативов, а с наведения порядка внутри компании и использования всех возможностей так называемого «натурального» (или естественного) хеджирования.
Прежде чем мы сделаем глобальную ревизию и «детокс» валютным взаиморасчетам, давайте договоримся, что мы понимаем под словом «хеджирование».
Теория корпоративных финансов предполагает важное отличие от финансового (бухгалтерского) учета, а именно понятие «альтернативных издержек», или упущенной выгоды в результате принятия какого-либо управленческого решения. Среднестатистический собственник компании также надеется не только не потерять на колебаниях курсов валют, но еще и заработать.
Я лично не считаю спекуляцию на курсах валют чем-то зазорным, поскольку опытные трейдеры или казначеи за долгие годы работы с биржами и банками уже интуитивно предчувствуют возможности для эффективных манипуляций, хотя и у них есть и «ВЛЕТЫ» и «ВЗЛЕТЫ». Но все эти спекуляции не что иное как оппортунизм, или поиск возможностей «заработать на курсах валют», и никак не связаны с понятием «хеджирование».
Хеджирование валютных рисков— это защита (страховка) от:
- Трансакционного риска — риска того, что изменения курсов валют повлияют на величину будущего денежного потока. Например, рублевой выручки не хватит на покупку валюты для расчета по импортному контракту;
- Трансляционного риска —риска того, что показатели финансовой отчетности изменяться при пересчете на отчетную дату в результате колебания курсов валют;
- Экономического риска — риска того, что компания утратит свое конкурентное преимущество на рынке в результате изменения курсов валют.
Любой страховой полис стоит денег, даже не смотря на тот факт, что риск в итоге не свершился. Плательщики полного Каско на автомобиль не сетуют на то, что они заплатили страховку, но в аварию так и не попали. У кого-то полисы на следующий год «отбиваются», у кого нет, но дают уверенность и спокойствие.
Кто должен хеджировать валютный риск?
- Экспортеры и импортеры
- Заемщики, у которых долг в валюте, а выручка в рублях
- Производители, у которых высокий удельных вес импортных комплектующих и сырья, закупаемых у местных поставщиков (скрытый импорт)
- Компании, у которых есть договоры в валюте или валютные оговорки.
Если ваша компания производит какую- либо услугу и продает ее за белорусские рубли, затраты на аренду и заработную плату сотрудникам тоже в рублях, то валютного риска нет. Хотя владелец бизнеса может думать, что есть, поскольку по древней сложившейся для всех белорусов традиции считает свои доходы/расходы в долларах……
Зачем хеджироваться?
Есть всего три причины, часто встречается комбинация из всех их сразу:
- Снизить влияние курсов валют на финансовые показатели компании (чистую прибыль и FCF)
- Обезопасить бюджетный результат (точность выполнения стратегического плана)
- Стабилизировать ценообразование на товары и/или услуги.
Отсюда вывод, что для компании важнее предсказуемый курс на период (как правило, от неделя до месяца, иногда и года), чем возможности «выиграть» на колебаниях курса.
Дорожная карта для тех, кто еще в процессе обдумывания стратегии хеджирования.
- Оценить валютный риск компании и валютную позицию.
- Использование натурального хеджирования+ «доморощенные» форварды.
- На остаточный риск принять решение: хеджироваться через производные инструменты или нет?
- Если ответ «да», то разработать политику хеджирования с использованием деривативов (биржевые и не биржевые)
- Заранее договориться с учредителями/Советом директоров, как читать результат хеджирования или «разбор полетов». Этим пунктом финансисты часто пренебрегают, но совершенно зря! Если ваш учредитель или CEO не понимает разницу между «хеджированием» и «спекуляцией», то в случае неэффективного хеджа вас могут уволитьJ Хотя может это и к лучшему.
Рекомендую именно в такой последовательно хеджироваться, а не начинать сразу с покупки банковских форвардов, свопов и опционов.
Когда я несколько лет назад разрабатывала варианты хеджирования валютных рисков в своей компании и очень-очень хотела заняться производными, один мой хороший знакомый-финансист, сосед по университетской общаге, который к моменту нашего разговора уже был совладельцем лизинговой компании и компании проф.участника, дал мне дельный совет по деривативам.
«Если ты выиграешь, т.е. угадаешь курс и заработаешь доход, все воспримут этот факт, как само собой разумеющееся. Если проиграешь, будешь виновата. Потому что у собственников сработает естественная жадность – упущенные возможности будут считать убытками. Постоянно угадывать невозможно, нужно быть очень опытным трейдером и владеть инсайдерской информацией, что для обычного фин.дира не очень просто.
Поэтому, лучше НЕ РИСКУЙ!!»
Давайте разберем каждый пункт плана технологии хеджирования.
Оценка риска-предварительный анализ
Один из самых трудоемких, нудных, но необходимых этапов.
1. Инвентаризация валютных обязательств:
вы продаете / покупаете за границей?
у вас есть договоры с валютной оговоркой (например, аренда)?
у вас есть бюджетные платежи зависящие от курса валюты?
у вас есть заработанная плата выплачиваемая или номинированная в валюте?
вы выплачиваете дивиденды или роялти в валюте?
кредиты/обязательства в разных валютах?
2. Функциональная валюта:
валюта, используемая в основной экономической среде, в которой предприятие осуществляет свою деятельность.
3. Валютный риск возникает в случае, если валюты в п.1 не совпадают с функциональной валютой (валютой притока денег), чистая позиция не равна нулю.
Пару слов про функциональную валюту.
В большинстве случаев- это валюта ведения управленческого учета (или МСФО). Есть еще понятие «валюта отчетности», которую используют, если необходимо пересчитать отчеты из функциональной валюты в любую другую на дату составления отчетов.
Обычно принято считать функциональной валюту ту, в которой приходит бОльшая часть выручки (притоки).
Но в зависимости от бизнес-модели и хождения денежных потоков, многие компании выбирают в качестве функциональной валюты ту, в которой происходят закупки, основные затраты или ту, в которой акционеры желают получать дивиденды, либо ту валюту, в которой происходит финансирование компании.
Если группа компаний осуществляет деятельность в разных странах, при этом притоки и оттоки в разных валютах, то определение функциональной валюты становится намного сложнее. Ведь стандарт МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов» не содержит большого количества примеров.
Допустим, ваша компания закупает импортные товары за евро, кредиты имеет в долларах США и евро, а выручку 100% в белорусских рублях. В этом случае, функциональной валютой может быть евро или рубль, компания имеет открытую валютную позицию по парам евро/доллар, евро/рубль, доллар/рубль.
Регулярная задача финансового директора или казначея – оценка размера открытой валютной позиции и хеджирование разницы.
Для этого необходимо суммировать в валютах притоки и оттоки на ближайший период, высчитать разницу между валютами. См. ниже таблицу.
Это можно сделать 2-мя способами:
- Вручную с помощью Excel, выбирая по балансу (если уже проведены обязательства и активы) или из условий договоров каждую неделю/месяц. Трудоемко, могут быть ошибки, пренебрежение точностью.
- Я рекомендую автоматизировать анализ валютной позиции в Платежном календаре или Ежемесячном Плане (прогнозе) движения денежных средств. При проведении в системе накладной, акта либо при создании заявки на оплату, у казначея эта информация отображается автоматически при формировании Платежного календаря.
Дополнительно рекомендую встроить в Прогноз ДДС опцию анализа чувствительности денежных потоков к изменениям курсам валют «что, если..» . Эта опция дает возможность поиграть с колебаниями курсов и посмотреть, какой максимальный курс сможет «выдержать» ваш прогноз кэш-флоу без провала ликвидности.
Допустим, вы оценили «масштаб бедствий», т.е. глубину валютных разрывов, что дальше?
А дальше философский вопрос. Прежде чем хеджироваться, оцените возможное влияние факторов риска.
Они есть внутренние и внешние, внутренними управлять можно, включая превентивные меры.
Внешние необходимо регулярно мониторить, чтобы понимать, имеет ли смысл вообще хеджироваться (например, курсы колеблются незначительно, сильной нагрузки на ликвидность нет, поэтому нет смысла «покупать страховку»). И главное, не «проворонить» тот самый момент «Х», к которому необходимо быть готовым. Я сейчас о девальвации национальной валюты, которая обычно случается в каждый кризис, и которую обычно ожидают. Правда точную дату девальвации никто из причастных, увы, не называет…..
Внутренние факторы:
- Бизнес-модель вашей компании. Есть ли встроенная защита от валютных рисков?
- Мероприятия менеджмента по натуральному хеджированию. О них речь ниже пойдет.
Внешние факторы:
- Санкции к России (политические риски)
- Цены на нефть
- Политики НБ РБ или ЦБ РФ
- Уровень потребления домохозяйств
- Сальдо экспорта/импорта
Пару слов о «встроенной» в бизнес-модель политике хеджирования. Большинство импортеров имеют выручку и дебиторку в рублях, а долги в валюте. Потому что:
а) хотят отсрочку у поставщиков
б) в валюте кредиты стоят намного дешевле (до поры до времени, конечно).
Понятно, что риски при девальвации при такой схеме огромные. Это по сути игра в «рулетку», такие импортеры как раз массово разоряются и банкротятся в кризис.
Но есть варианты бизнес-модели, которые как «белые вороны» выделяются на фоне общей беспечности.
Один из моих клиентов, которого я приглашала на очередную конференцию по рискам, ответил мне, что у их компании-импортера этих самых рисков нет. Я сильно удивилась и стала выяснять почему. Все оказалось банально просто.
- Компания импортирует замороженные продукты питания, но не работает с клиентами по отсрочке. Когда большинство их коллег по отрасли пытаются влезть в сети гипермаркетов и терпят иногда жесточайшие просрочки (если их товар не уникальный для сети и в случае возмущения неэтичным поведением покупателей легко можно «вылететь» с полки), они работают с ресторанами по предоплате или факту поставки. Большие объемы (как и большие риски) их не интересуют. Их интересует прибыль и кэш.
- Получив от клиентов деньги по предоплате, они сразу покупают валюту и рассчитываются с поставщиком. Все, цикл закрылся.
- Нет долгов и дебиторки- просто красота.
- Да, можно было бы не платить предоплату, оформить торговое финансирование, аккредитив и как-то покрутить 1-2 месяца деньги. Но их бизнес-модель такова, и это плата за страховку. Зато они сосредоточены на развитии, а не на управлении рисками.
Мне кажется, такая стратегия имеет право на существование.
В следующей публикации на эту тему я расскажу, как менеджмент и финансовый директор проводят мероприятия по хеджированию, если у них в бизнес-модели нет встроенной защиты.
Автор Наталия Гуринович
Позиция в статье является частным мнением автора в частном блоге и не является официальным заявлением или публичной рекомендацией от имени компании-работодателя.