Продолжаем публикацию Елены Белкиной о своем опыте обучения в Шотландии.
Часть вторая.
В предыдущей статье я постаралась рассказать, почему я решила поступать в британский университет, как готовилась к выбору альмаматер и поступлению. Настоящий рассказ посвящен непосредственно самой учебе.
Итак, мне предстояло провести целый год на самом севере Шотландии, в городе Абердин. Он существенно уступает Минску по размерам и численности населения (немногим более 200 тыс. человек), однако превосходит его в плане деловой активности. Абердин по праву считается нефтяной столицей Европы. В городе много компаний, так или иначе связанных с нефтедобычей. В одной из них я даже прошла небольшую практику. Также представлены все крупные аудиторский формы. Есть мощный аэропорт, откуда несколько раз в день летают регулярные рейсы в Лондон и другие города. Так что интересно провести уикэнд — не проблема. В трех часах езды находится Глазго и Эдинбург, потрясающе красивый город со средневековой историей. Расположение университета и инфраструктура просто отличные.
Прибыв на место за пару дней до начала учебного семестра, я занялась организационными вопросами. Надо сказать, что в университете много служб, которые занимаются помощью студентам в обустройстве на новом месте. Так нам организовали бесплатный трансфер из аэропорта до общежития, вручили список мероприятий и в дальнейшем всячески поддерживали.
Само здание университета и территория вокруг него были очень красивыми. Величественное здание 15 века, узкие мощенные улочки с уютными кофейнями, красивая церковь при колледже, в которой часто проходили традиционные шотландские свадьбы. Я попала в декорации к фильму о Гарри Поттере! При этом университет хорошо оборудован, несколько лет назад была построена 8-этажная библиотека. Ультрасовременный дизайн здания и техническая оснащенность являются предметом гордости учебного заведения.
Одним словом, условия проживания и учебы были замечательными.
Учеба в британском университете оказалась совсем не «piece of cake», однако я была готова к трудностям.
Программа была чрезвычайно насыщенной. Курс включал такое предметы, как бухгалтерский учет, управленческий учет, корпоративные финансы, микроэкономика, использование математических методов в экономике, эконометрика, анализ хозяйственной деятельности.
Надо отметить, что западная система образования основана на самостоятельной работе студента. Это разительно отличалось от того, к чему я привыкла: в нашей стране главный источник знаний для студента-лекции преподавателя. Разумеется, российский подход имеет свои сильные стороны: в процессе лекций специалист в своем предмете делится с вами знаниями. В западном университете лекции представляют собой, скорее, обзор темы, чем подробное повествование для записи под диктовку.
Первая же лекция в британском университете по математическим методам обернулась для меня неприятным сюрпризом. Благодаря усердному изучению английского восприятие сказанного не вызвало трудностей: я поняла практически 100% сказанного. Однако уловить суть вопроса и содержание темы оказалось сложной задачей. И разбираться в предмете мне пришлось самостоятельно: преподаватель может лишь подсказать вам нужное направление и посоветовать литературу. Читать надо было много. Очень много: до 100 страниц в день сложного материала. Тем не менее, труд принес свои плоды: мне удалось успешно сдать все экзамены и получить диплом с похвалой.
Тестирование знаний студента происходит не в конце сессии в виде экзамена, как это происходит у нас, а на протяжении всего семестра. Вы выполняете контрольные, тесты, пишите эссе, участвуете в групповых проектах. Каждое такое задание оценивается и имеет удельный вес в общем балле по предмету. Итоговый экзамен тоже есть, его удельный вес составляет 40-70 % в общем балле. Такая система не позволяет расслабиться и отложить изучение предмета «на потом». Игнорировать изучение неприятных и сложный для вас тем тоже не получится: задания представляют из себя микс, направленный на тестирование всех изучаемых аспектов.
Огромное значение уделяется проверке оригинальности дипломной работы. Текст сканируется специальными программами. Наличие плагиата грозит лишением диплома.
Часто мне задают вопрос, почему я не нашла работу и не осталась в Великобритании.
Дело в том, что это страна с очень строгим иммиграционным законодательством, которое постоянно ужесточается. Рабочая виза дается на 5 лет и заявлять на ее подачу может лишь определенный круг работодателей. Обычно это крупные компании, имеющие специальные разрешения на наем иностранцев. Я не знаю ни одного человека на потоке, которому удалось бы ее получить. Во-вторых, спрос на экономистов и связанные профессии, с лихвой покрывается внутренними ресурсами и приезжими из стран Восточной Европы, которым виза пока не нужна. Здравомыслящий работодатель не станет делать ставку на сотрудника, имеющего лишь временный зыбкий статус пребывания в стране. В-третьих, работа в Европе не слишком рентабельна ввиду высоких затрат на проживание.
С весомым багажом знаний, опытом и работоспособностью у меня получилось найти хорошую работу в Беларуси.
Самый важный навык, помимо, разумеется бесценных профессиональных знаний, который я приобрела- это то, что человек должен добираться до ответа на вопрос самостоятельно. Пытаться думать, анализировать и находить свой путь. Это правило работает и в жизни, и в работе. Сделав ставку на упорство и трудолюбие, вы всегда будете вознаграждены.
Автор Елена Белкина
Преподаватель практического курса МСФО в нашей Академии финансовых стратегов.
Позиции в статье отражают частное мнение автора в частном блоге и не могут быть официальным заявлением или публичной рекомендацией от имени компании-работодателя