Если бы еще 5 лет назад мне (CFO и члену Совета директоров) сказали, что я буду работать «училкой», не поверила бы. Но это сейчас свершившийся факт, одна из моих 8-ми профессий на сегодня — это преподаватель корпоративных финансов в своей же Академии финансовых директоров.
Сейчас расскажу кейс, как все это (случайно) вышло. Опущу подробности про «самореализацию, потребность быть полезной ….. и т.п» . У меня эта потребность еще с 1 класса школы была реализована, когда я двоечникам задачки объясняла.
Примерно 2 года назад, уже как руководитель CFOs Territory, я стала замечать следующее:
1. Практические конференции для CFO
Практические конференции для CFO — прекрасный формат обмена опытом и последними «фишками», но примерно половина участников уходит с легким неудовлетворением и осознанием того, что они не все поняли и многие идеи (особенно из России и международные) не могут применять. Мол, «наша компания/менеджмент еще не на том уровне развития… а вы про космос». У меня стало возникать ощущение, что нужно ориентироваться на более простые, «народно-массовые» и злободневные темы (как бесплатно за один месяц внедрить бюджетирование….).
БРАТЬ ТЕМЫ, КОТОРЫЕ ПОНИМАЮТ ПОЧТИ ВСЕ, иначе участников конференции будет мало.
Но вот не задача, лично мне, как продюсеру и финансисту, это уже давно не интересно.
2. Клуб финансовых директоров.
Клуб финансовых директоров— прекрасный формат, но рассчитан уже на определенный уровень «продвинутости» практикующих финансистов, не подразумевает разжевывание и обучение «с нуля». Опять-таки, упор на нетворкинг. Новичкам в профессии трудно вести разговор на одном уровне с экспертами. Тем более, что я акцентирую: «Клуб- это не обучающие семинары! Это взаимный обмен опытом и консультирование друг друга.» Поэтому условие для вступления- минимум 2 года практического опыта, ваша активность, и кейсы,кейсы…
И вроде как супер формат «Клуб», но тем, у кого нет прочного фундамента, сложно новые идеи из Клуба обосновывать руководителям, быть реальным катализатором изменений.
3. 2-х дневные технологические мастер-классы
Мои 2-х дневные технологические мастер-классы по автоматизации финансовых функций были сугубо практично-циничными, т. е. пошаговая технология «бери и делай так, как я. У меня получилось, и ты сможешь». И я искренне недоумевала, почему через год отнюдь не все мои участники мастер-класса АВТОМАТИЗИРОВАЛИ казначейство (управление дебиторской задолженностью, оборотным капиталом, бюджетирование….). Ведь на мастер-классе все так хотели, так искренне обещали «завтра начать жить по новому, т.е. начать проект и т.п….»
5. Я не знала ответа на вопрос…
И я честно не знала ответа на вопрос :
«А где в Беларуси можно научиться профессии финансовый директор? Посоветуй лучшие курсы.Вот, чтобы как ты стать….»
Курсы, безусловно, были и есть. В основном, или теория с западным уклоном, или для совсем начинающих. А что советовать тем, кто в профессии 10-15 лет?
В моем понимании, идеального уровня не было. Кроме того, дорого платить за то, что сейчас можно изучить самостоятельно. Благо информации по теме сейчас много, можно найти качественный контент за меньшие деньги, приложив усилия. Проблема только в том, многие CFO сами не уверены, нужно ли им (если да, то зачем?) сертификация ACCA, CIMA….
И белорусский работодатель это сверху в заработной плате не поощряет.
Идеально — это когда и теория современная и глубокая, и практика. Но это только в том случае, если сам преподаватель практикующий CFO+ идеально знает и критически комментирует теорию. И опыт, и идеи, и технологии, и вдохновение.
А самое главное, что остается потом, после обучения?
Например, очередная «галка» типа курс такой-то пройден или строчка в резюме, плюс относительно приятное время препровождение (сижу и балдею на учебе: не работаю….) и пару контактов для нетворкинга. И все?
6. Проведя десятки собеседований и интервью
Проведя десятки собеседований и интервью с соискателями на вакансии «финансовый директор» я стала подмечать некоторые закономерности, типичные для белорусских коллег. Стала размышлять, чем они отличаются от российских финансистов, чего им не хватает….А в чем, наоборот, они прекрасные профи.
Одновременно, думала, почему самые успешные и крутые из нас стали таковыми?
Почему многие не могут мне внятно ответить, чем они сразу займутся в компании на новой позиции, какова их цель через 5 лет?
В результате этих размышлений в 2019 г. родилась авантюрная идея, не отличающая оригинальностью — если на рынке нет идеального продукта, просто взять и создать его.
! Важный нюанс, курс не только должен быть Обучающим, но в первую очередь, Консалтинговым, т.е. решать конкретные проблемы участника и/или его компании (они у всех вас разные). И это не массовый продукт, куда загоняются толпы народа.
! Второй момент, помочь финансистом прыгнуть на 2 ступени выше (1) по сложности задач 2) уровню зар.платы).
И главное, чтобы я сама захотела пойти на такой курс учиться…..
Поэтому, вот какие я сама себе поставила условия:
-
- Конкретное позиционирование, четко знать, кто этот продукт купит и зачем (я многих отговариваю, если человек сомневается или не готов инвестировать время/энергию, его результат его будет так себе…)
- Цена должна быть ниже примерных аналогов на рынке (хотя и продукты не сопоставимы по уровню и качеству, все равно анализируют цену). Нет посредников и лишних звеньев в проекте, тогда и стоимость адекватная.
- Ничего лишнего, только то, что необходимо. Избыток информации «на вырост» мы реализовали в библиотеке материалов (видео, книги, презентации, мои шаблоны/таблицы…..).
- Мой опыт+ опыт коллег, которые выступали с кейсами за последние 5 лет в Клубе и на конференциях. Но это не просто «массив информации», а четкая система.
- Преподаватели (как и я ) только практикующие финансисты с интересными кейсами и осознанным пониманием профессии.
- Профессиональное тестирование компетенции и опыта. Зачем? Все просто. Кто-то из вас недооценен (тогда поднимаем самооценку), а кто-то и наоборот, пребывает в иллюзии, «что он крут и все знает…..» А завтра он оказывается на рынке труда, я получаю его резюме и он …. в очереди, конкурирует с теми, кто лучше подготовился.. Пардон, но это суровая правда жизни.
- Обязательно проработка плана профессиональных задач курсантов на ближайший 1-2 года. Иначе, все, что делали на курсе, бесполезно. Рутина засасывает. Хрупкие новые нейронные связи в мозгу рушатся.
- Темы — самые необходимые с точки зрения немедленной эффективной интеграции в компанию.Плюс то, что в Беларуси пока не развито (напр., риск-менеджмент, взаимодействие с Советом директоров….).
Резюмирую:
над «идеальностью» продукта нужно еще работать и работать.
Но результат я вижу, общаясь с выпускниками.
Зачем мне это?
Все время думаю, могу ли я монетизировать свой опыт, мозг и знания более эффективней? Скорее всего «да», в консалтинге и проектах автоматизации.
Но кто же тогда будет работать «училкой» для вас?
И где же мне брать новых крутых спикеров для конференций и Клуба?
#cfo #cfosterritory #cfoclub #cfostrateg
Автор Наталия Гуринович
Позиция в статье является частным мнением автора в частном блоге и не является официальным заявлением или публичной рекомендацией от имени компании-работодателя.