Эмоциональный интеллект
Несколько лет назад стало модно обсуждать эмоциональный интеллект, даже специальные тренинги появились. Все заговорили о том, что молодое поколении имеет гораздо более низкий уровень ЭИ по сравнению с предыдущими. Давайте разберемся, почему ЭИ так важен для нас.
Я попросила в нашей группе финансовых директоров на карьерном бизнес-завтраке дать определение эмоционального интеллекта.
Коллеги интуитивно понимали суть ЭИ, но формулировки были несколько расплывчаты, например, «адекватность реакции на событие», «контроль эмоций», «умение убеждать и ладить с другими людьми» и пр..
Все это правильно, но не далеко не полное определение эмоционального интеллекта.
Любую сложную интеллектуальную работу можно сделать максимально качественно и круто, но вот донести саму идею до руководителя, найти единомышленников для ее продвижения, «разрулить» возникший конфликт интересов- гораздо сложнее.
Уже не помню в какой книге давно прочла, что чем выше уровень руководителя, тем больше времени у него занимают коммуникации. Те топ-менеджеры, которые стараются «отсидеться» в кабинет и сводят к минимуму общение с подчиненными, как правило, рано или поздно проигрывают тем, кто прилагает усилия к интеграции сотрудников и лучше понимает их проблемы и возможности, вдохновляет, и, если необходимо, наносит управленческую «непоправимую пользу» в случае ошибки или не выполнения задачи.
Другая важная задача лидеров- максимально раскрывать таланты своих подчиненных. Это очень трудно для собственного эго- осознавать, что твой подчиненный в чем-то (или во многом!) умнее и способнее тебя. И иногда «побеждает демон», т.е. руководитель чувствует угрозу со стороны подчиненного и намеренно саботирует его идеи и проекты. Воспринимает как конкурента, а не единомышленника, тем самым «убивает» мотивацию и наносит урон компании….
Я хочу в этой статье поделиться структурой эмоциональной компетентности, которую разработал Дэниел Гоулман, автор книги «Эмоциональный интеллект в бизнесе».
Он обнаружил любопытный факт в ходе масштабного исследования нескольких сотен управленцев из 15 крупней мировых компаний.
Выдающихся сотрудников отличает от остальных только одна способность: «масштабное мышление»- умение улавливать важные для себя тенденции в общей информационном «цунами» для формирования будущей стратегии. Иными словами, способность «видеть будущее» свое или компании ГЛОБАЛЬНО.
Итак, Гоулман выделяет всего четыре пункта в эмоциональной компетентности человека, по котором каждый из нас может провести самооценку по шкале от 1 до 10 баллов.
Хотя сам Гоулман считает, что такая самооценка может быть очень условной- люди обычно искажают действительность, особенно те, у кого самооценка занижена. Также искажают оценку и окружающие, например, известная оценка «360 градусов» не всегда и не в каждой компании дает достоверный результат. Причины- офисные войны и интриги (ставлю против всех) или наоборот, слишком дружеская атмосфера и переоценка коллег (награждение завышенными «степенями»).
Тем не менее структура эмоциональной компетентности очень полезна для рефлексии (осмысления и осознания самого себя).
Эти компетенции определяют, насколько мы умеем справляться с собой.
Гоулман выделил следующие пункты, о которых ниже подробнее:
1.Самоосознание
2.Саморегуляция
3.Мотивация
4.Социальная компетентность (эмпатия и социальные навыки)
Сомоосознание
Знание своих внутренних состояний, предпочтений, интуитивных представлений и возможностей
- Эмоциональная осведомленность: осознание своих эмоций и их последствий;
- Точная самооценка: знание своих сильных сторон и пределов возможностей;
- Уверенность в себе: твердое ощущение собственных ценностей и возможностей.
Саморегуляция
Умение распоряжаться своими духовными ресурсами и справляться с внутренними состояниями и побуждениями.
- Самоконтроль: сдерживание разрушительных эмоций и побуждений;
- Надежность и добросовестность: соблюдение критериев честности и высоких моральных принципов;
- Сознательность: готовность нести ответственность за свою работу;
- Приспособляемость: гибкий подход к переменам;
- Новаторство: спокойное отношение к новой информации, свежим идеям и подходам к решению задач.
Мотивация.
Эмоциональные склонности и сокровенные ценности, которые направляют к достижению целей и облегчают этот процесс. В том числе сглаживают реакцию на неудачу.
- Стремление к достижению цели: стремление к совершенствованию или соответствию критериям выдающего мастерства;
- Преданность: присоединение к целям группы или организации;
- Инициативность: готовность действовать в соответствии с возможностями;
- Оптимизм: настойчивость в достижении целей, несмотря на препятствия и неудачи.
Социальная компетентность.
Насколько хорошо мы умеем регулировать отношения
Эмпатия – осознание чувств и забот других людей.
- Понимание других людей, живой интерес к их делам;
- Содействие развитию других: понимание потребностей других людей в развитии и содействии раскрытию их способностей;
- Ориентированность на обслуживание других людей: умение предугадывать и удовлетворять потребности и запросы клиентов.
Социальные навыки. Искусство вызывать у других людей желательную для вас реакцию
- Оказывать влияние: владеть техникой убеждения;
- Коммуникация: умение слушать без предубеждения и передавать убедительную информацию;
- Умение улаживать конфликты: ведение переговоров и устранение разногласий;
- Лидерство: умение воодушевлять и вести за собой других людей;
- «Катализатор перемен»: умение выступать инициаторов перемен или управлять ими;
- Создание связей: налаживание и поддержание полезных взаимоотношений;
- Сотрудничество и взаимодействие: умение работать с другими для достижения собственных целей;
- Способность работать в команде: создание группой синергии для достижения.
Гоулман, несмотря на огромный труд по исследованию карт компетенций и структурирования выводов, не является уникальным автором идеи развития эмоционального интеллекта у человека. До него эти исследования проводили американские ученые-психологи Питер Соловей Джон Мейер, которые в 1990 году предложили теорию ЭИ. Также в 80-х годах над этой теорией работал израильский ученый Ройвен Бар-Он.
Конфуций, который жил сказал еще 25 столетий назад, обучал своих учеников и последователей именно развитию эмоционального интеллекта и достижению гармонии. Но тогда это называлось «обучение поведению», потом «конфуцианство»- философия мышления
Ниже его самые известные цитаты, которые актуальны так же, как и 2,5 тысячи лет назад.
- Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый легкий и путь опыта — это путь самый горький.
- Если ты ненавидишь – значит тебя победили.
- В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.
- Перед тем как мстить, вырой две могилы.
- Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество.
- Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты.
- На самом деле, жизнь проста, но мы настойчиво её усложняем.
- Несдержанность в мелочах погубит великое дело.
- Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.
- Советы мы принимаем каплями, зато раздаём ведрами.
- Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.
- Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.
- Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра.
- Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность.
- Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни.
- Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, — огорчаюсь, если я не понимаю людей.
- Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок.
- В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.
- Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечку.
- Пришло несчастье – человек породил его, пришло счастье – человек его вырастил.
- Красота есть во всем, но не всем дано это видеть.
- Благородный в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.
- Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.
- Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик – кто падал и вставал.
- Лишь самые умные и самые глупые не могут измениться.
- Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встречал человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой.
- Человек, который совершил ошибку и не исправил ее, совершил еще одну ошибку.
- Ничто так легко не возбуждает человека и не доводит его до самозабвения, влекущего к самым пагубным последствиям, как мгновенные вспышки гнева и досады, а потому для избегания великих заблуждений необходимо различать их в самом зародыше.
- Идя в компании двух человек, я всё равно найду, чему научиться у них. Хорошие качества я постараюсь перенять, а узнав о плохих, постараюсь исправить их у себя.
- Когда тебе плохо — прислушайся к природе. Тишина мира успокаивает лучше, чем миллионы ненужных слов.
- То, что вы можете воспринимать спокойно, больше не управляет вами.
- Никогда не жалей о том, что ты сделал, если в этот момент ты был счастлив.
- Добром нужно отвечать на добро, а на зло нужно отвечать справедливостью.
- Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.
На ближайшем карьерном бизнес-завтраке мы обсудим более подробно практическое применение эмоционального интеллекта для финансовых руководителей.
Автор Наталия Гуринович
Позиция в статье является частным мнением автора в частном блоге и не является официальным заявлением или публичной рекомендацией от имени компании-работодателя.