КарьераПерсонал

Как управлять финансами компании без профессионала? Или не стоит это делать?

Как управлять финансами компании без профессионала? Или не стоит это делать?

За многие годы работы в сфере управления финансами, мне часто задают один и тот же вопрос: когда наступает время нанимать финансового директора/менеджера или достаточно заставить бухгалтера делать «управленческий учёт»?

Когда ваш бизнес только начинает развиваться, может показаться, что вы сами справитесь с финансами. Множество предпринимателей начинали с нуля и как-то (иногда и успешно) управляли финансами самостоятельно. Важно понимать, что это возможно, но до поры до времени.

И этот «час икс» не зависит от срока жизни вашего бизнеса, и даже от количества сотрудников и объёмов продаж.

Есть 3 достоверных маркера:

  1. Финансовый кризис, вы всем должны, чтобы выжить нужен волшебник, он же фин.директор
  2. Хаос, хаос и еще раз хаос (быстрое масштабирование без наведения порядка в процессах), нам нужен кто-то с «железной рукой» (т.е. с бюджетированием и контролем)
  3. Нас хотят купить (профинансировать), но без финансовой отчётности/прозрачности/автоматизации/модели и анализа- мы «кот в мешке».

Однако, предположим, что эти три маркера ещё не проявили себя. А прагматичному и дальновидному руководителю нужно сделать выбор.

Вариант 1: наймите профессионала для управления финансами.

В наше время финансовый директор — не просто статист с таблицами Excel, роль которого заключается в том, чтобы выковыривать цифры из бухгалтерского учёта и вставлять их в управленческие отчёты, оставляя при этом весь процесс и методологию исключительно в своей голове….

Это ваш партнёр в управлении рисками и развитии бизнеса. Финансовый директор поможет вам:

  • Фокусироваться на развитии бизнеса, вместо утомительной работы с подведением финансовых итогов периода.
  • Оценить риски и возможности вашего бизнеса- это вообще самая слабая зона! Нормальный среднестатистический предприниматель всегда оптимист, и свято верит что именно ему «кирпич на голову не упадёт».
  • Разработать эффективное бюджетирование, систему внутреннего упр.учета, KPI.
  • Подготовить вашу компанию к бурному росту, предостеречь от хаоса в процессах и информации, структурировать базу данных под аналитику.

Мой кейс конца далёких 90х. Я уже работала на позиции гл.буха в стабильно развивающейся производственной компании, когда друзья-одногруппники из нахоза пригласили меня тоже гл.бухгалтером в своей старт-ап  (тогда ещё никто о фин.директорах не слышал). Естественно, они хантили на очень большую (по меркам тех лет) заработную плату. Целых 500 долларов по курсу. Это были сумасшедшие деньги тогда для девушки моего возраста и опыта. Я помню, что первые несколько месяцев у меня было очень мало работы, т.к. сделок и документов “кот наплакал”. Но высокую зарплату мне исправно платили, как и договаривались. Я выполняла дополнительно функции секретаря, кадровика, выписывала отгрузочные документы клиентам… Мне самой было неловко, у ребят не так уж много было денег в обороте.

Наверно и у моих боссов шевелилась в глубине души досада: «За что мы платим такие деньги?». Но они не жаловались, про мою зарплату не ныли, работали и очень верили в свою удачу. Очень скоро бизнес стал развиваться такими темпами, что уже и мне приходилось работать сверхурочно, как в любом нормальном старт-апе. Но это уже другая история длиной в 16 лет…..

Вариант 2: учитесь сами, если есть время и интерес.

Мы живём в эпоху доступа к образованию (даже перегрузки от всяких курсов и обилия контента и экспертов), и многие предприниматели обучаются управлению финансами. Как на специализированных курсах «а-ля финансы для не финансистов», так и в составе бизнес-образования «а-ля MBA». Это полезно, даже если вы, в итоге, нанимаете финансового директора. Понимание основ финансового менеджмента позволит:

  • Ставить чёткие задачи для нанятых профессионалов и контролировать их выполнение
  • Грамотно управлять операционным бюджетом и интерпретировать показатели (KPI)
  • Оценивать инвестиционные возможности не “пол-палец-потолок”, а с применением и пониманием специальных инструментов и моделей.
  • Разговаривать на равных с финансовыми экспертами (единый понятийный аппарат очень ускоряет планёрки и упрощает дискуссии).
  • Анализировать свой бизнес и эффективность процессов
  • Понимать, как инвесторы и банки принимаю решения о входе в капитал или заёмном финансировании
  • Принимать решения на основании фактов, прогнозов, сценариев, а не по принципу «чувствую одним местом, что…»

Рассмотрим другой пример из жизни.

Один собственник (бизнесу около 20 лет) сумел настроить под себя операционный учёт и посчитать все затраты очень подробно. «Все» -это в буквальном смысле этого слова.

У него не было статьи затрат «прочие», ибо по его разумению, такой подход «зло». Напр. расходы на кофе, который выпивает персонал или клиенты ещё делились на статьи «растворимый» и «молотый». Молоко и сахар тоже тщательно подсчитывались. Я не знаю, какое управленческое или стратегическое решение помогает принять твёрдое знание ежемесячного потребления сотрудниками туалетной бумаги… Хотя нужно отдать ему должное, одновременно использовались «самописные» полезные отчёты, например, по производству и продажам.

 Но вы не поверите, у них в компании не было банальной финансовой управленческой отчётности (бухгалтерскую они не признавали и не анализировали). А лишь куски её, собранные по правилам, скажу мягко, сильно отличающихся от общепринятых среди профессионалов (про МСФО вообще молчу). И проект пришлось начинать с «ликбеза»- что такое финансовая и управленческая отчётность, в чем их отличие и польза. И как на их бизнес смотрят «страшные» люди (представители банков и инвесторов).

И одна из частых жалоб моих коллег-финансистов на курсах и в Клубе CFO: «Мой руководитель не понимает и не поддерживает мои проекты и инициативы!»

Поэтому, «финансовая грамотность» для руководителей бизнеса сейчас насущная необходимость.

Но есть и другая сторона медали, руководитель так увлекается финансами, что не готов эту функцию делегировать, когда приходить время. Особенно трудно “забрать” у него платёжный календарь и распределение денег, как, впрочем, и сделки с ВИП-клиентами.

Как только предприниматель понимает, что управление финансами отнимает у него время

в ущерб развития продаж и стратегии,

в ущерб личного времени на семью, хобби и здоровье,

что он уже не может справиться со сложностью задач,

он должен делегировать эту функцию профессионалу. Либо сразу брать финансиста на аутсортинг или неполную занятость. Либо приглашать консультантов, хотя это временно решение и под конкретный проект.

В заключении, важно понимать, что найм финансового директора или обучение управлению финансами -это не расход, а инвестиция в будущее вашего бизнеса.

Выбор зависит от ваших целей, времени, интересов и наличия упомянутых в начале статьи 3х маркеров.

 ⭐️ Инвестиции в профессионала окупаются сразу, главное, чтобы вы сами были профессионалом и знали, как финансовым директором/менеджером управлять.

Если статья была полезна для вас, ставьте лайк и делитесь с коллегами.

Автор Гуринович Наталия

Канал в телеграм

Инстаграм

Позиция в статье является частным мнением автора и не является официальным заявлением или публичной рекомендацией от имени компании-работодателя.

#ГуриновичНаталия #cfo #cfosterritory #cfoclub #cfostrateg #finrabota #принятиерешений #поискработы #рекрутинг #карьерафинансового директора #финансыдлянефинансистов

Ваше мнение?