Выбор пути для новичков в профессии «финансовый директор»
Почти каждый день в 16.00 я провожу карьерную консультацию и проф.тестирование тех из вас, кто желает позитивных перемен в своей карьере. Особенно интенсивная загрузка накануне старта курса «Финансовый директор-стратег», нам нужно сделать «замеры» уровня курсантов до начала обучения и составить индивидуальный план.
Многие мои клиенты находятся на стадии переломного момента, когда нужно оторваться от привычной среды и позиции (гл.бухгалтер, экономист, специалист…) и… совершить квантовый скачок в неизвестность. А именно, перейти на позицию «Финансовый директор» с другим уровнем ответственности, задач и вознаграждения.
Это трудно, есть развилки и варианты. Наиболее частый вопрос на консультации — куда лучше пойти:
А) сразу на позицию финансового директора/менеджера в малый бизнес?
Б) или лучше в более крупную компанию, но линейным руководителем (отдела, службы) или даже аналитиком-специалистом, чтобы приобрести качественный опыт?
Нет правильного ответа. Многое зависит лично от вас, насколько вы целеустремлённый, насколько у вас развита карьерная хватка и стратегическое мышление, насколько вы лидер, и можете влиять на людей.
Многое зависит также и от самой компании. Масштаб бизнеса не равно высокий уровень технологий, автоматизации, зрелости менеджмента и т.д.
Поделюсь своими выводами и наблюдениями по этой проблеме.
1. Пойти ФД в малый бизнес? Я подразумеваю «под малым» для РБ менее 200-300 человек в штате (исключая услуги, где такая численность может быть ОК). Минусы данного решения следующие:
1.1. Мало платят и торгуются за каждые 100 у.е. премии, некоторые из жадности, некоторые из бедности;
1.2. Менеджмент и собственник(и) могут не понимать вашей эпохальной роли в судьбе их фирмы, отсюда недооценка и обесценение вашего труда и инициатив. А это вредно для вашей психики и здоровья;
1.3. Менеджмент и собственник(и) могут не дотягивать до вашего зрелости и профессионализма уровня (они все время учились только выживать и экономить), поэтому изменения в компании через проекты будут сильно тормозиться или вообще отвергаться;
1.4. Вам скорее всего придётся стать в роли «и швец, и жнец, и на баяне игрец…», функционал будет крайне расширенный, но, увы, не за счёт финансового менеджмента. Умение работать «в режиме мультизадачности» и разруливать косяки руководства будет основным критерием оценки ваших заслуг. Если вам нравится быть «пожарником» и «вытирать им сопли», а на ваш вопрос: «Когда это нужно сделать?» слышать от собственника: «Ещё вчера!» — тогда да, в перед. Лет через 5 поймёте, что топчетесь на месте, и вся ваша профессиональная жизнь- сплошной бег по кругу.
1.5. Малый бизнес экономит на всём и часто не соглашается на автоматизацию, наём новых сотрудников, изменение организационной структуры (ведь нужно выгнать половину неэффективных родственников и друзей из компании) и т.д.
1.6. Ключевой вопрос, который вы должны задать себе и работодателю, насколько выросла численность сотрудников и выручка компании за последние 5-10 лет? Если компания остаётся на уровне первых лет основания, не развивается, не масштабируется, то скорее всего, и следующие 10 лет она будет существовать в таком же формате.
1.7. Вакансия «финансовый директор» может появиться в малом бизнесе когда все с деньгами плохо, от слова совсем. И нужен «волшебник» для спасения, в вашем лице видят мессию, который придумает, где взять пару миллионов долларов (без залога) компании в пред-банкротном состоянии….
Но есть компании из категории малого бизнеса, на которые стоит обратить внимание и смело туда идти:
1. Это быстро растущие компании с амбициозными лидерами. У них «выстрелили» или ниша, или продукт, или появилось инновационное решение. Администрирование процессов не успевает за ростом продаж и увеличением штата
2. Старт-апы с иностранными инвесторами или фондами прямых инвестиций, у них есть деньги на развитие и привлечённые эксперты, у которых можно поучиться.
3. Новые непрофильные бизнес-юниты, которые «отпочковались» от зрелых крупных бизнесов. Как правило, там тоже есть деньги и экспертная поддержка материнской компании.
4. Филиалы международных компаний на местных рынках, где технологии и цели идут сверху, и если повезёт, то ваш главный CFO Группы может выступить в роли ментора.
Если говорить про начало пути в крупной/средней компании на позиции специалиста или линейного руководителя, то этот вариант более надёжный и безопасный с точки зрения рисков карьеры, но и более долгий и нудный для вас.
Чтобы хорошо освоить участок (напр. управленческий учет и фин.анализ) нужно около 1,5-2 лет, погружаться в детали, делать много рутинной работы, которую вы переросли. При этом важно не терять фокус и держать на контроле вашу цель- стать в итоге финансовым директором и партнёром бизнеса.
А для достижения этой цели вам нужна ротация на другой участок/подразделение. Итого, пребывание в такой компании для освоения ключевых участков (контроллинг, казначейство, инвестиции и МСФО отчётность) займёт минимум 5-6 лет.
Но если компания постоянно развивается, вас обучает и мотивирует на подвиги, то можно и задержаться в ней 😊
#ГуриновичНаталия #cfoclub #cfo #финансыдлянефинансистов #главныйбухгалтер
Автор Гуринович Наталия
Позиция в статье является частным мнением автора и не является официальным заявлением или публичной рекомендацией от имени компании-работодателя.
#cfo #cfosterritory #cfoclub #cfostrateg #finrabota #кризис2022 #принятиерешений #карьерафинансового директора