Три универсальных финансовых показателя, которые нужны бизнесу для устойчивости в кризис
Стратегия и KPIУпр. учёт

Три универсальных финансовых показателя, которые нужны бизнесу для устойчивости в кризис

На само деле, тема заголовка служит  для привлечения внимания. Показателей нужно гораздо больше, и их совокупность (портфолио) не всегда на 100% универсальна.

таблетка в финансах

Я не люблю выписывать всем компаниям одни и те же «золотые таблетки» от всех проблем. Это же касается и обобщения в подходах к финансовому анализу. Иначе, рекомендация будет выглядеть как на картинке ниже- “рецепт врача на 3 универсальных средства от всех болезней”😊

И я не знаю, почему финансовый анализ, основанный лишь на 2-3 формах стандартной финансовой отчётности, вызывает такой трепет и пиетет у бизнеса. Коллеги, поверьте, это самая простая история из всей области знаний в финансовом менеджменте!

Кстати, и сами финансисты часто нервничают, когда узнают о проф.тестировании со мной при  подборе на позицию «финансовый директор». Уточняют: «А формулы будете спрашивать? Что мне повторить?»

Знание теории и формул, лично меня не особо впечатляет, их существует много в разных вариациях, важно, какие решения принимает руководитель на основании финансового анализа. И всё ли важное удаётся ему увидеть среди «деревьев».

Вообще не имеет значения, сколько фин.показателей будет у вас в дашборде. Профессиональный фин.директор настроит их расчёт автоматически один раз, и по мере формирования отчётности, показатели «посчитаются сами». Даже можно поставить целевые значения (средние по вашей отрасли, или ковенанты банков, если таковые имеются в кредитном договоре), чтобы сравнивать и видеть отклонения. Сам финансист может анализировать большое количество фин.коэффициентов, тем более, что они являются основой для расчёта других показателей, т.е. очень сильно между собой увязаны.

А вот CEO достаточно максимум 6-10 финансовых показателей, из которых 3 должны быть супер ключевыми.

Риск-менеджмент Стратегические цели

У нас есть три проекции:

📌 «Стратегические цели»

📌 «Эффективность бизнеса»

 📌 «Риск-менеджмент».

И если мы найдём пересечение этих проекций, то наши показатели будут сбалансированы между собой.

⚠️ Приведу примеры.

Предположим, наша стратегическая цель- выход на новые рынки сбыта.

И наши фин.показатели — это темп прироста выручки в процентах по новым рынкам, динамика роста внутри отдельных регионов (стран, городов), бизнес-единиц, а также, маржинальный доход.

Одновременно, мы должны следить за эффективностью бизнеса. Проще, думать, как увеличить доход (операционную прибыль, EBITDA) и оптимизировать расходы.

В в проекции «эффективность» у нас будет как минимум один показатель по рентабельности (выбирайте любой из перечисленных: ROI, ROE, ROS, ROA….), либо отношение маржа/оборот или затраты/оборот. А если вы производственная, дистрибуторская или торговая компания, то я не представляю управления эффективностью без контроля «цикла оборачиваемости денег» и размера вовлечённого оборотного капитала.

В погоне за расширением и развитием бизнеса, не забываем про проекцию «Риск-менеджмент».

Чтобы найти «свой показатель»- используем простую логику. Для развития нужно делать инвестиции, для инвестиций нужны деньги. Заёмный капитал дешевле, поэтому «когда бизнес прёт», у менеджмента появляется соблазн нарастить уровень финансового рычага (отношение заёмного капитала к собственному). Чем больше берём взаймы, тем больше мультиплицируем бизнес. Но до поры до времени. Если не следить за уровнем долга (фин.рычаг), за простым показателем Долг/EBITDA, стоимостью средневзвешенного капитала (WACC), за способностью компании генерировать достаточный для обслуживания долга чистый денежный поток (FCF) и т.д., то потом можно получить неожиданный дефолт, и даже банкротство компании.

Какой должен быть оптимальный уровень у показателей из проекции «риск-менеджмент»?

Нет однозначного ответа, это всегда баланс интересов (жадности и страха, так и быть, назовем своими именами). Он определяется:

* риск-аппетитом менеджмента

* здравым смыслом фин.директора и изучением отраслевого опыта

* банковскими ковенантами (или гос.регуляторами)

* ограничениям со стороны инвесторов и/или Совета директоров

* ситуацией в моменте

Вот ещё пример визуализации и увязки верхне уровневых финансовых показателей, который я нарисовала, следуя логике выше.

 

верхне-уровневых финансовых показателей

Это портфолио не является универсальным для всех-всех компаний. Вам нужно сделать свой вариант.

Я очень надеюсь, что мне удалось донести вам свою концепцию. И существенно упростить муки выбора релевантных финансовых показателей.

 

Если статья была полезна для вас, ставьте лайк и делитесь с коллегами.

Автор Гуринович Наталия

Канал в телеграм

Инстаграм 

Позиция в статье является частным мнением автора и не является официальным заявлением или публичной рекомендацией от имени компании-работодателя.

#ГуриновичНаталия #cfo #cfosterritory #cfoclub #cfostrateg #finrabota #принятиерешений #поискработы #рекрутинг #карьерафинансового директора #финансыдлянефинансистов

Ваше мнение?

Важно

Leave your phone number. We will call you back soon!
Callback request sent! We will contact you soon.
Error sending callback request! Please try again!
Получите программу
Отправлен! В ближайшее время Вы получите ответ.
Непредвиденная ошибка! Используйте Telegram или WhatsApp